24 июля 2019 Наталья Ушакова

Летние “покатушки” с трагическими последствиями

Наталья Ушакова, руководитель уголовной практики юридической компании «Нортия ГКС» дала комментарий радио “Вести FM”.

Электровелосипеды и самокаты, гироскутеры, моноколеса: новости о происшествиях с этими летними средствами передвижения, пожалуй, ежедневно встречаются в информационных лентах. Как итог – самые трагические последствия: на днях в одном из московских парков парень, который мчался на лыжероллерах, сбил пенсионерку. Женщина скончалась в тот же день в больнице. О скоростных гонках без тормозов в городской черте рассказывает корреспондент “Вестей FM” Сергей Артемов.

Летние виды транспорта – это удовольствие, тренировка и порой, увы, опасность – для окружающих и себя самого: можно нанести травмы случайным пешеходам, можно получить травмы самому. Происходят и самые кошмарные случаи, как в Измайловском парке, где наперерез катившемуся на лыжероллерах по велосипедной дорожке мужчине вышла пенсионерка. Столкновения оба избежать не смогли. Пожилая женщина ударилась головой об асфальт и потеряла сознание. Приехавшая скорая отвезла ее в больницу, но врачи не смогли ее спасти. Причем скорость спортсмена была немалой, если экспертиза установила у погибшей, помимо черепно-мозговой травмы, еще и разрыв печени, почки и поджелудочной железы.

В отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». И юридически эта история – в сфере применения статьи 109-й Уголовного кодекса. Потому концепция наказания велосипедистов, самокатчиков, а теперь и “лыжника” за любой причиненный вред посторонним будет отличаться от той, что применяется, например, к водителям, сбившим пешехода. Пусть даже не превышая скорости и будучи трезвыми, а пешеход сам выскочил под колеса машины, поясняет руководитель уголовной практики юридической компании «Нортия ГКС» Наталья Ушакова.

УШАКОВА: Когда мы говорим об источнике повышенной опасности, мы имеем в виду автомобиль, потому и действуют специальные нормы – это и 264-я статья УК, и нормы ГК. Когда мы говорим о простом использовании любителем спортивного инвентаря в личных нуждах, здесь распространяются лишь общие нормы. То есть лицо, причинившее вред, обязано этот вред возместить. При тяжких последствиях – в виде смерти – это 109-я статья УК – «Причинение смерти по неосторожности».

Но “неосторожность” на правовом языке может означать легкомыслие либо небрежность. Адвокат добавляет, что никаких существенных разграничений пешеходных и велосипедных дорожек в российских парках, по сути, нет. Отсюда – высокая вероятность столкновений тех, кто движется на колесах, с теми, кто идет шагом.

УШАКОВА: Лицо, которое движется по этой дорожке, обязано предусмотреть появление граждан и принять все меры, чтобы возможность причинения вреда предотвратить, то есть – двигаться с определенной скоростью, не увеличивать скорость на поворотах и так далее. В то же время, действительно, в нашем обществе очень плохо разграничено движение по спортивным дорожкам и движение граждан. Я считаю, что здесь как недостатки правового регулирования, так и простого уведомления граждан о нахождении на этих дорожках и возможном причинении какого-либо вреда их здоровью.

109-я статья предусматривает до 2 лет лишения или ограничения свободы, а также исправительные работы. Суд также может и освободить подозреваемого, если тот оказывал первую медицинскую помощь и искренне раскаивается в содеянном. Но данный пример должен стать серьезным уроком осторожности для всех, кто становится на летние лыжи с колесами – спортивный снаряд, опасный уже хотя бы тем, что не имеет в своей конструкции тормозов, рассказал нам призер чемпионата мира, основатель лыжероллерного клуба Дмитрий Воронин.

ВОРОНИН: У лыжероллистов, которые профессионально этим занимаются, есть навыки торможения, но, опять же, там есть тормозной путь, около 15-20 метров. Ну а любители чуть дольше осваивают эту всю историю. Но проблема даже не в этом, я так понимаю, а в том, что мест для катания на этом спортивном снаряде не так много в Москве. Я бы даже сказал, их в принципе нет.

В столичных парках в последние годы появились велодорожки – часть тротуара или автомобильного проезда отделены сплошной линией, иногда – вся площадь такой дорожки окрашена в другой цвет. И катятся по ним, особенно в выходные дни, – сотни людей плотным потоком: на велосипедах, самокатах, гироскутерах, моноколесах, роликах и лыжероллерах. Выпасть из него – по разным причинам – чревато тут же столкновением с другим плотным потоком – из пешеходов и родителей с колясками, которые двигаются попутно и навстречу тут же, лишь отделенные этой сплошной линией. Подопечные Дмитрия Воронина по этой причине вынуждены тренироваться чуть ли не на рассвете.

ВОРОНИН: Мы, например, катаемся с утра в рабочий день, чтобы народу не было. И все равно у нас постоянные конфликты с местными жителями. Хотя велодорожка вроде как обозначена. В 90% случаев люди просто говорят: “Это же не запрещено? Штрафом не облагается? Потому где хочется нам – там мы и ходим”. И самое оптимальное – конечно, надо создавать нормальные велодорожки хотя бы, где спокойно, чтобы никому не мешать, будут тренироваться те же велосипедисты и те же лыжероллисты.

Те, кто лихо гоняет на модных гаджетах и спортивных снарядах, большей частью понимают: объединение пешеходных и велосипедных дорожек в парках не совсем оправданно. Но за неимением других дорожек они в эти парки регулярно все же выезжают, где рискуют нанести травмы случайным прохожим. Или вообще сломать жизнь – и чужую, и собственную.

Ссылка на текст: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2187778/